Для тех, кто совсем не знаком с этим замечательным изобретением любителей снега, мы уже писали в нашем блоге, что такое сплитборд и что такое камус. В настоящий момент существует множество производителей как самих сплитбордов, так и сопутствующего снаряжения: интерфейсов, креплений, камусов и др. В индустрию вовлечены компании различного уровня: от кустарных производств до крупнейших мировых производителей, таких как, например, Burton Snowboards. С точки зрения стиля катания — опять же, полное разнообразие. На рынке есть всё: от фристайловых снарядов до «ласточкиных хвостов». В разделе «Снаряжение» вы можете ознакомиться с существующими решениями.
Теперь поговорим об интерфейсах, то есть о том, как фиксируются половинки доски, и о том, как устроена система установки креплений по версии разных производителей.
Voile Manufacturing
Крепеж фирмы Voile — это две пары «китайских крючков» и две клипсы: для носа и для хвоста.
Клипса Voile |
Крюки Voile в режиме катания |
Крюки Voile в режиме ходьбы поворачиваются, чтобы лыжи не цеплялись друг за друга |
Для того, чтобы соединить половины доски, необходимо приложить их друг к другу и сдвинуть, как показано на фото, затем — защелкнуть клипсы.
«Разборка» производится в обратной последовательности.
Как и со сноубордом, промежуточное звено между доской и ботинком — крепления. Они могут быть предназначены для мягкого или жесткого ботинка. Также, Voile предусмотрели возможность использования обычных креплений с помощью адаптера, который можно приобрести отдельно, в составе комплекта крепежа и креплений или в составе набора Voile Split Kit. Далее мы поговорим о креплениях для мягких ботинок.
Для катания необходимо установить крепления на специальные направляющие и зафиксировать штифтом.
Этот же штифт используется для фиксации передней части крепления в «походной скобе». Задняя их часть опирается на пластиковые пятки во время движения по плоской поверхности, либо на складные металлические подпорки при подъеме.
Походная скоба |
Крепление зафиксировано в походном режиме |
Пятка |
Пяточная скоба для подъема в гору |
На картинках выше изображен сплитборд, изготовленный с помощью Voile Split Kit. Направляющие для установки креплений в катальном режиме на таких сплитбордах имеют прямоугольную форму. Они крепятся к доске «намертво», то есть изменить стойку, ее ширину и углы установки креплений нельзя. Направляющие Voile Splitboard Hardwear Puck Set для фабричных сплитбордов имеют несколько иной вид и более сложную конструкцию. Они предоставляют гораздо больше опций по установке креплений, причем настройки могут быть изменены неограниченное число раз. Практически, вы получаете ту же свободу действий, что и при установке креплений на обычный сноуборд.
Spark R&D
Замену штифту придумали специалисты фирмы Spark R&D, производящей крепления. Они оснастили две выпускаемые модели системой Tesla System, которая также предусматривает пяточные упоры, отличные от пяток Voile.
Karakoram
Интерфейс, предлагаемый компанией Karakoram, включает в себя носовую и хвостовую клипсы, схожие с клипсами Voile, а также изображенные на фото защелки, которые являются альтернативой крюков Voile.
Система установки креплений показана в следующем видео.
Все вышеперечисленные интерфейсы предусматривают применение кошек.
![]() |
![]() |
Кошки Voile |
Кошки Spark R&D |
Кошки Karakoram |
Камусы («шкурки»)
В нашем блоге мы уже вкратце упоминали, что такое камус — гибкая накладка на нижнюю часть лыжи, которая не дает ей скользить при ходьбе. Это свойство камуса позволяет ходить на лыжах по наклонным поверхностям. Однако, ситуация со сплитбордом несколько иная — камусы удерживают лыжу от скольжения назад, при этом должны обеспечивать легкое скольжение вперед. Правильная техника подразумевает, что сплитбордист не отрывает лыжу от снега, а толкает ее, что делает передвижение максимально эффективным.
Описанный принцип работы камуса достигается за счет того, что его поверхность, контактирующая со снегом, покрыта синтетическими волосками, направленными в сторону хвоста лыжи — при движении назад они втыкаются в снег и удерживают вас от скольжения, при этом хорошо скользят при движении вперед. К лыже камус крепится при помощи петель или крючков, зацепляемых за ее нос, а также за счет специального клеевого покрытия по всей поверхности камуса, контактирующей со скользяком. Клей хорошо держит при ходьбе, при этом позволяет без усилий снять камус с лыжи. Некоторые производители предлагают клей в виде жидкости или спрея для обновления изношенного клеевого слоя. Также, камус может крепиться за хвост лыжи при помощи специальных пряжек.